Синдром Кушинга (гиперадренокортицизм) – это одна из самых распространённых эндокринных заболеваний собак, характеризующихся чрезмерной секрецией эндогенных глюкокортикоидов корой надпочечников.
Виды синдрома Кушинга:
- Адренальный (первичный) — обусловлен патологиями надпочечников (аденомы или аденокарциномы надпочечников).
- Центральный (вторичный; 80% собак с естественно возникшим гиперадренокортицизмом) — обусловлен патологиями гипофиза. В 90% случаев причинами являются опухоли гипофиза (в большинстве – аденомы; аденокарциномы редки); реже – первичное нарушение механизма обратной связи.
- Ятрогенный (третичный) — развивается в результате длительного применения глюкокортикоидов.
Анатомически в коре надпочечников выделяют 3 зоны:
- Клубочковая. В ней синтезируются минералкортикоиды.
- Пучковая — синтезируются клюкокортикоиды.
- Сетчатая — синтезируются половые стероиды.
Кортизол — основной гормон пучковой зоны надпочечников.
Основные физиологические функции кортизола:
- отвечает за катаболизм;
- является антагонистом инсулина;
- оказывает иммунодепрессивное действие.
Анамнез
В первую очередь необходимо собрать тщательный анамнез. Следует выяснить у владельцев информацию о появлении вышеперечисленных изменений в состоянии животного и давности их возникновения:
- Важно уточнить, принимало ли животное длительное время глюкокортикоиды.
- Наличие полидипсии (более 100 мл выпиваемой жидкости на 1 кг массы тела в сутки) и полиурии (более 50 мл мочи на 1 кг массы тела в сутки).
- Наличие полифагии.
- Отвисание, «округление» живота.
- Наличие мышечной слабости.
- Прекращение полового цикла.
Клинические признаки
По данным Э. Д. Торранс, К. Т. Муни, отмечены следующие клинические признаки гиперадренокортицизма по частоте встречаемости в убывающем порядке:
- Полидипсия и полиурия (снижение выработки и действия АДГ?????)
- Полифагия (действие кортизола)
- Отвисшая область живота (гепатоспленомегалия, слабость мышц брюшной стенки, перераспределение жира)
- Летаргия
- Кожные изменения
- Анэструс, атрофия семенников (обратная отрицательная связь)
- Миотония
- Неврологические признаки
Дерматологические признаки:
- Кожа теряет эластичность и истончается.
- Усиление венозного рисунка.
- Сквамозное отторжение и образование камедонов.
- Алопеции.
Рис.1. Пудель, 13 лет. Билатеральные симметричные алопеции на дорсальной поверхности спины, крупа и на боковых поверхностях грудной клетки.
Рис. 2. Такса, 10 лет. Алопеции на боковой поверхности брюшной стенки, истончение кожи, изменение формы живота, гипотрофия мышц (типичный вид пациента с гиперадренокортицизмом).
Неврологические нарушения ассоциированы с развитием гормонально-активной опухоли гипофиза.
Чаще отмечаются:
- подавленность, депрессия, потеря обученного поведения;
- атаксия, анизокория, бесцельное блуждание;
- поза с опущенной головой;
- припадки.
Изменения, которые можно отметить в ОКА:
- Эозинопения
- Абсолютная лимфопения
- Относительная нейтрофилия
- Эритроцитоз
- Тромбоцитоз
Возможные изменения биохимического анализа крови:
- Повышение уровня ЩФ, трансаминаз, уровня глюкозы и холестерина.
- Опухоли коры надпочечников могут вызывать гипернатриемию и гипокалиемию.
Возможные изменения анализа мочи:
- Возможна глюкозурия.
- Кортизол снижает воздействие АДГ на почки (снижение плотности мочи).
- Возможно инфицирование мочевыводящих путей.
Рентгенография:
- Увеличение размеров печени (60-90% случаев).
- Снижение плотности костей.
- Кальцинация кожи, мышц, бронхов, внутренних органов.
- Камни в мочевом пузыре (в 6 % случаев заболевания).
- Опухоли надпочечников могут содержать обызвествлённые участки.
Синдром Кушинга
Синдром Кушинга — эндокринное заболевание, обусловленное нарушением функции сочетанном нарушении функции гипофиза и надпочечников и системы их взаимосвязи с преобладанием гиперкортицизма. Заболевание чаще встречается у стареющих животных и поскольку собаки и кошки живут дольше остальных видов, то и встречается патология чаще именно у них. Этиология. Гиперкортицизм избыточное выделение (усиленный синтез кортизола и гидрокортизона) возникает вследствие поражения гипоталамуса и гипофиза или непосредственно коры надпочечников. В подавляющем большинстве случаев спонтанный гиперкортицизм у собак происходит в результате гиперстимуляции коры надпочечников вследствие избыточного образования в гипофизе АКТГ, а это происходит при аденоме гипофиза и избыточном количестве АКТГ. Кроме того, причиной гиперкортицизма может стать гормонально-активная опухоль коры надпочечников — глюкостерома: доброкачественная опухоль мелкая, злокачественная — крупная, таким образом увеличивается количество железистой ткани, продуцирующей гормоны.
Патогенез. Синтез глюкокортикоидов (кортизол, гидрокортизон и др.) корой надпочечников происходит под контролем гипоталамуса и адренокортикотропного гормона (АКТГ) гипофиза. Кортиколиберин. синтезируемый в гипоталамусе, стимулирует образование и выделение АКТГ. Повышенный синтез АКТГ приводит к двусторонней гиперплазии коры надпочечников, увеличению синтеза кортикостероидов, в первую очередь кортизола. Кортизол сам влияет на образование АКТГ и кортиколиберина. При гипертрофии или аденоме гипоталамуса или гипофиза увеличивается секреция кортиколиберина и АКТГ, возрастает в крови концентрация кортизола. При аденоме (глюкостероме) доброкачественной или злокачественной коры надпочечников также возрастает секреция глюкокортикоидов. Гиперсекреция кортизола сопровождается увеличением секреции инсулина, стимуляцией гликогенеза с избыточным образованием жировой ткани. Нарушение жирового обмена считают одним из основных патогенетических звеньев гиперкортицизма и, в частности глюкостеромы. Наступает нарушение белкового обмена, питания кожи, ее поражение. При синдроме Кушинга развиваются глубокие дистрофические процессы в костной ткани, заканчивающиеся остеопорозом.
Глюкокортикоиды тормозят процессы гидроксилирования кальциферола, превращая его в активные формы витамина D, что приводит к снижению усвоения кальция из кормов. В то же время происходит усиление выделения кальция с мочой, уменьшение содержания органического вещества костной ткани (коллагена, мукополисахаридов), снижение активности щелочной фосфатазы, плохое насыщение костяка кальцием и другими минеральными элементами. Развиваются остеомаляция и остеопороз. Нарушение выделения кальция почками может привести к нефрокальцинозу, образованию камней в почках и появлению пиелонефрита. Глюкокортикоиды способствуют задержке натрия в организме и ускорению выделения калия, развитию гипокалиемии и слабости мышц.
Симптомы. В симптоматике болезни ведущее место занимают ожирение или перераспределение жира, кожные поражения и мышечная слабость. В большинстве случаев заболевание проявляется в избыточном отложении жировой ткани в определенных участках тела — в подкожном слое живота, плечевого пояса, крестцово-поясничной области, бедер. Кожа сухая, истончена и легкоранимая, гиперпигментирована, на ощупь холодная, в углах губ и других участках наблюдается пиодермия (гнойничковое поражение), в местах выступов — пролежни. Волосяной покров редкий, с участками алопеции. Тонус мышц ослаблен (миопатия). У больных животных проявляются признаки остеопороза (искривление конечностей, позвоночника, перелом ребер, трубчатых костей и др.). Общее состояние депрессивное, животные безучастны к окружающему. При рентгенографии обнаруживают остеопороз ребер, трубчатых костей.
Диагностические критерии. Избирательные места отложения жира. Характерные изменения кожного и волосяного покрова (истончение, сухость, гиперпигментация, похолодание, алопеция и др.). Слабость мышц (миопатия). Признаки остеодистрофии с преобладанием симптомов остеопороза, наличие переломов костей.
Лабораторно в крови устанавливают лимфоцитопению, эозинопению, нейтрофильный лейкоцитоз, гипокалиемию (ниже 16мг/100мл, 4,10 ммоль/л). Подтверждением диагноза является повышение в крови содержания АКТГ и кортикостероидов (кортизола). Находят характерные патоморфологические изменения в гипоталамусе, гипофизе и коре надпочечников. На рентгенограммах кости устанавливают поражения, свойственные остеомаляции и остеопорозу. Возможно использование результатов сканирования надпочечников.
При дифференциальной диагностике имеют в виду гипокортицизм и другие эндокринные болезни.
Лечение. Лечение направлено на нормализацию продукции АКТГ и кортизола, восстановление обменных процессов в костной ткани, коррекцию функции сердечно-сосудистой системы, почек и других органов. Нормализации продукции АКТГ и кортизола добиваются удалением опухолей в гипоталамусе, гипофизе или надпочечниках и медикаментозным методом.
Медикаментозный метод лечения включает применение препаратов, подавляющих секрецию АКТГ и кортизола: хлодитан (митотан), бромокрептин, ципрогептадина гидрохлорид и др.
Хлодитан (митотан) — ингибитор функции коры надпочечников. Подавляет секрецию кортикостероидов, блокирует стероидное действие АКТГ, может вызвать деструктивные изменения нормальной и опухолевой ткани надпочечников. Дают внутрь собакам в дозе 25 мг/кг 2-3 раза в сутки в течение 2-3 нед до снижения кортизола в крови до уровня 50-100 нмоль/л. Затем переходят на дозу 50 мг/кг (один раз в неделю). Следят за состоянием здоровья животного. Препарат выпускают в таблетках по 0,5 г.
Бромокрептин (парлодел, бромэргон, правидель) — синтетический активизатор дефоминовых рецепторов, подавляет секрецию гормона передней доли гипофиза пролактина, уменьшает секрецию АКТГ, подавляет физиологическую лактацию. Препарат при синдроме Кушинга дают собакам и кошкам вначале в суточной дозе (ориентировочно 0,1 мг/кг массы тела), затем дозу уменьшают в два раза и через 2-3 нед назначают поддерживающую терапевтическую дозу 0,05 мг/кг. Курс лечения 6-8 нед.
Ципрогептадина гидрохлорид (перитол, адекин, ципродин и др.) обладает противогистаминным (блокада Н[-рецепторов), противосеротониновым (блокада S-рецепторов) и антихолинергичес-ким (блокада М-холинорецепторов) действием. Ингибирует биосинтез соматотропина и АКТГ, усиливает секрецию панкреатической железы. Применяют при многих аллергических реакциях, синдроме Кушинга, панкреатите. Выпускают в форме таблеток по 4 мг, сиропа во флаконах по 100 мл (в 1 мл препарата 0,4 мг). Назначают внутрь лошадям, КРС в дозе 0,04-0,06 мг/кг, овцам, козам и свиньям — 0,07-0,08 мг/кг, собакам — 0,09-0,1 мг/кг 3 раза в сутки. Курс лечения 2-4 нед.
Кетоконазол (оранозол, низорал, фунгорал) — противомикозный препарат (фирма КРКА, Словения). Выпускают в таблетках по 200 мг. Показан при синдроме Кушинга у собак в связи с тем, что заболевание сопровождается поражением кожи, возможно, грибкового происхождения. Собакам назначают внутрь в дозе 10 мг/кг в течение первой недели, 20 мг/кг в течение второй недели, 30 мг/кг в течение третьей недели 2 раза в сутки.
При аденоме гипофиза, которая провоцирует синдром Кушинга у собак, Н. Гранже (2005) помимо применения дексаметазона и имитотона использовал метод радиотерапии с помощью электронного ускорителя; общая доза 36 Гр.
Нормализации обмена веществ в кости добиваются в определенной степени путем улучшения всасывания кальция из кишечника, фиксации его костной матрицей, восстановления органического компонента костной ткани.
Способствуют повышению всасывания кальция производные витамина D3, в частности оксидевит или препарат a-DrTeBa, либо жиро- или водорастворимые препараты витамина D. Оксидевит собакам можно назначать внутрь в ориентировочной суточной дозе 1-1,5 нг/кг, а жиро- или водорастворимые препараты витамина D — внутрь в дозе 500 МЕ/кг массы тела.
Возможно применение препаратов, содержащих фтортридин, осеин. Тридин в форме таблеток производит фирма Rotta-karm. В одной таблетке содержится 150 мг ионов кальция (в форме кальция глюконата и цитрата), 5 мг ионов фтора (в форме L-глюта-минмонофторфосфата). Препарат предназначен для восполнения дефицита кальция и фиксации его в костной ткани. В медицине показан при первичном остеопорозе. Противопоказан при остеомаляции, нарушении функции почек, в период роста, беременности, лактации, гиперкальциемии и гиперкальциурии.
Осеин (корберон) — препарат, в 1 драже которого содержится 20 мг фторида натрия. В медицине назначают внутрь для нормализации обмена в костной ткани, коррекции дисбаланса между нарастанием и рассасыванием костной ткани, уменьшения ломкости костей. Применяют в индивидуальных дозах длительное время. Противопоказания те же, что и у тридина. Поставляется из Германии.
Хирургическое лечение заключается в удалении опухоли гипофиза или гипоталамуса, одного или даже двух пораженных надпочечников. В этих случаях проводят послеоперационное лечение средствами, указанными выше.
источник allvet. ru
Диагностика
УЗИ надпочечников:
- Норма: правый надпочечник краниомедиальнее правой почки (между краниальным полюсом почки и КПВ); Левый: топография варьирует (краниомедиальнее левой почки/по срединной линии рядом с аортой).Размеры 12-33х3-7 мм. Корковоевещество гипоэхогеннее окружающих тканей, мозговое – гиперэхогеннее коркового.
УЗИ брюшной полости:
- Гепатомегалия?
- Метастазы?
МРТ:
- Микроаденомы (менее 10 мм) и макроаденомы (более 10 мм) гипофиза.
На фоне кисты ткани гипофиза не дифференцируется.
Определение концентрации кортизола в сыворотке крови
- Базальный уровень кортизола даёт ненадёжные сведения (возможно эпизодическое высвобождение кортизола, стрессовые ситуации).
Концентрация в сыворотке крови других гормонов
- Возможно понижение уровня тироксина.
Функциональные диагностические тесты
Малая дексаметазоновая проба
Порядок выполнения:
- определение базального уровня кортизола;
- инъекция дексаметазона 0,01 мг/кг в/в;
- определение уровня кортизола через 3-4 часа и через 8 часов.
Преимущества:
— подтверждение диагноза в 90-95 % случаев ГГ и ВСЕХ случаев ГНП;
— концентрация кортизола более 40 нмоль/л через 8 часов соотносится с диагнозом гиперадренокортицизм.
Недостатки:
— невозможно диагностировать ятрогенный ГАК;
— не подходит для контроля эффективности лечения.
Стимулирующая проба с АКТГ
Порядок выполнения:
- определение базального уровня кортизола;
- инъекция 0,25 мг АКТГ в/в. При весе менее 5 кг – 0,125 мг;
- определение уровня кортизола через 30-60 мин.
Преимущества:
- лучший тест для дифференциации спонтанного и ятрогенного;
- контроль лечения.
Недостатки:
- подтверждение диагноза с ГНП – около 50% собак, с ГГ – около 85%;
- не позволяет дифференцировать ГНП от ГГАК.
Как лечить
В большинстве случаев синдром Кушинга у собак имеет сложное лечение. Терапию начинать есть смысл только тогда, когда была выяснена причина развития патологии. Как лечить синдром знает только специалист и хорошо, если это будет именно ветеринарный эндокринолог. В протоколах терапии есть очень много важных нюансов, о которых врач общей практики может не знать. Условно запрещено начинать специфическое лечение, если диагноз не был гарантированно подтвержден всеми возможными способами и анализами для данной конкретной ситуации.
Выбор препаратов и методов, как лечить синдром Кушинга, зависит от того, какой из органов поражен – надпочечники или гипофиз. Всегда сначала рассматривается вариант медикаментозной коррекции, а затем хирургического вмешательства.
Медикаментозное лечение не дешевое и имеет массу побочных эффектов, включая обострение различных застарелых хронических инфекций (например, поражения кожи, зуд, артриты и т.п.). Кроме того, некоторые препараты сложно достать на отечественном рынке ветеринарной фармации. Также бывают ситуации, когда болезнь лучше оставить в том виде, в каком она есть. Но в большинстве случаев терапия может существенно улучшить состояние больной собаки, поэтому ветеринарный врач всегда обязан предлагать лечение, но с подробным описанием всех побочных эффектов и возможных осложнений. Исключение – собаки с тяжелыми патологиями почек и сомнения в диагнозе, когда лечение не целесообразно и даже опасно.
На момент написания статьи наиболее распространенными лекарственными препаратами для составления эффективных терапевтических схем считаются:
- Митотан (торговое название Lysodren);
- Трилостан (торговые названия: Веторил, Desopan, Modrastane и Modrenal).
Хирургическое лечение в РФ показано при опухолях надпочечников. Операция сложная и требует высокой квалификации хирурга. Если удалить только опухоль не удалось, и были удалены надпочечники, то следующим этапом лечения идет заместительная терапия. Иногда пожизненная.
Рекомендуем прочитать: Профилактика вторичных иммунодефицитов в современном промышленном птицеводстве
Операции на гипофизе у нас не проводятся вовсе. Единственная страна, где это успешно практикуют – Нидерланды.